Мотопутешествие «Север 2014» на эндуро. Часть 3

Река Ура

Мотопутешествие на эндуро «Север 2014» продолжается

Наступил шестой день мотопутешествия по северу (09.07.14г.). Несмотря на пасмурное утро, погода была тёплой. С самого утра попытался было сменить моторное масло, но потерпел фиаско. Одна из граней сливного болта картера «слизалась» накидным ключом. Ближе к полудню небо стало очищаться от облаков и всё чаще проглядывало солнце. Этот день был самым насыщенным на впечатления.

Двигаясь по трассе в сторону п-ва Средний, мы выискивали глазами мемориал, к которому непременно хотели заехать — Долина Славы. Из Википедии можно почерпнуть следующую информацию об этом месте:

Долина Славы — долина на правом берегу реки Западная Лица в нижнем течении. На 74-75 км автодороги А138 Мурманск — Печенга. Здесь шли ожесточённые бои на главном участке фронта в Мурманской операции 1941 года.

Немецкие войска к утру 2 июля 1941 года подошли к реке, а утром 6 июля, имея превосходство в живой силе и технике, форсировали её. Но им удалось вклиниться в расположение советских войск лишь на 2-3 километра, после чего последовала контратака 52-й стрелковой дивизии под командованием полковника Г. А. Вещезерского. Не удалась и попытка прорыва к Мурманску, начатая 8 сентября 1941 года. Итог боёв в Долине Славы — провал наступления немецких войск на Мурманск. Мемориал защитникам Советского Заполярья ранее назывался Долина Смерти.

Люди в этих местах гибли тысячами. Небольшая выдержка о наступлении наших бойцов из мемуаров полковника Карла Руефа, противостоящего нашим войскам на хребте Муста-Тантури:

Это было как на страшном суде, и как будто небеса разверзлись. Неожиданно начавшаяся стрельба окончилась спустя час. Затем глухо разорвались несколько дымовых снарядов и в это время мы уже знали: «Они идут». Когда дымовая завеса спала, кровь застыла у нас в жилах. Русские, на сколько хватало взгляда, массы русских стали наступать на нас и самым страшным было то, что они презирая смерть, вообще не реагировали на огонь беспрерывно строчащих наших пулеметных расчетов, которые изрыгали целые снопы огней. Они не прятались, они падали толпами, но позади них уже шли новые толпы людей. Никто не бросался на землю. У гидры вырастали все новые и новые головы. Огонь пулеметов вообще на них не действовал. И тут из своего окопа я увидел как русские с душераздирающими криками «Ура» захватили, находящийся в 100 метрах от нас, опорный пункт … Из двухсот человек нашей роты спастись смогли только 30, многие из них погибли спустя несколько часов или дней на проселочных дорогах. Мы должны были оставить всех раненых. Среди нас была паника. Перед лицом ужасной, превосходящей силы, которая прокатилась по нам, мы потеряли уверенность в своих силах. Нас преследовал страх попадания в плен. Но прежде всего мы хотели жить.

Не буду описывать свои мысли и впечатления от этого места … у каждого они свои … но если Вы проезжаете по этой дороге — обязательно посетите этот памятник павшим за Родину.

Пока мы ходили по мемориалу, с дороги то и дело доносились звуки клаксонов проезжающих автомобилей. Тем самым, автолюбители выражали признание погибшим бойцам.

Вся трасса Мурманск — Печенга в отличном состоянии. Ровный, без каких-либо намёков на ямы, асфальт, был идеален. Дорога сама по себе тоже очень красива. Она то поднималась на очередную сопку, с которой открывался восхитительный вид на окружающую действительность, то падала извилистой линией, огибая по берегам многочисленные озёра…

П-ов Средний и Рыбачий. Неудачный заезд.

Прямо на трассе Мурманск — Печенга, за рекой  Титовка, располагается КПП пограничников, которые проверяют документы. Как оказалось, проверка весьма условна, т.к. предоставив паспорт пограничнику, мне даже не пришлось снимать шлем )) (проверка будет для Вас удачной в случае наличия у Вас Российского паспорта). Сразу за КПП находится нужная нам отворотка в сторону п-ва Средний и Рыбачий.

Дорога в сторону островов оказалась очень живописной, но немного «раздолбанной». По ней нужно проехать около 27 км. Поначалу она петляла рядом с рекой Титовка, потом ненадолго ушла вглубь материка, а затем снова вернулась на побережье, но уже не реки, а Северного Ледовитого океана (Баренцева моря). К тому же, погода разгулялась окончательно и всю дорогу нас пригревало тёплое, по-настоящему летнее, солнце.

Добравшись до п-ва Средний, мы направились в сторону музея Великой Отечественной войны. К сожалению, посетить его не удалось, т.к. он был закрыт. После неудачного посещения музея. мы с Кириллом, каким-то образом разминулись. Как мы это сделали на единственной дороге — непонятно. В общем в поисках Кирилла я доехал до п-ва Рыбачий, но ни найдя его и не встретив кого-либо, развернулся и поехал в обратный путь.

Нашлись мы на выезде со Среднего ) Время близилось к вечеру и решено было ехать дальше — в сторону  г. Заполярный. Близ этого города расположена следующая интересная точка в мотопутешествии — Кольская Серхглубокая Скважина.

Кольская Сверхглубокая Скважина

Там же, в г. Заполярный живёт, знакомый Кириллу по байкпосту (мотофорум), мотоциклист. Они заранее списывались и он предлагал провести экскурсию по территории скважины. В итоге экскурсию нам провёл его друг (к сожалению имени не запомнил). Ах да, в памяти отпечаталась не только скважина, но и расположенный там же Горно-металлургический комбинат «Печенганикель». Этого промышленного гиганта, при подъезде к городу, видно в первую очередь. Выходящий фиолетовый дым из высоких печных труб явно намекает, что с экологией здесь не всё в порядке. Дальше — больше, выехав из города с «экскурсоводом» в сторону скважины был поражён объёмом нагромождений пустой породы, которую вывозили на окраину после добычи полезных ископаемых.

Но всё же вернёмся к скважине. Данное место, находящееся в 12 км от г. Заполярный, в 70х — 90х годах было известно всем учёным мира. Именно отсюда расходились по всему миру научные открытия о строении земной коры. Устроиться работать на Кольскую сверхглубокую было сложнее, чем попасть в отряд космонавтов. Из сотен претендентов выбирали одного-двух. Вместе с приказом о приёме на работу вновь трудоустроенные получали отдельную квартиру и зарплату, равную двойному-тройному окладу московской профессуры. На скважине одновременно работало 16 исследовательских лабораторий, каждая — размером со средний завод.

Что сейчас из себя представляет данная скважина можно увидеть на следующих снимках:

Вместо действующего научного центра / исследовательских лабораторий / музея — разруха и уныние….

После посещения скважины, было огромное желание взглянуть на разработку руды. Наш экскурсовод нам объяснил как проехать / пройти, а сам отбыл домой, т.к. время было уже позднее, а завтра ему на работу. Это нам, праздно шатающимся туристам, нет никакого дела до времени, тем более что солнце светит круглые сутки. Петляя по импровизированным дорогам сквозь кучи камней из разработок, а затем карабкаясь по ним уже на своих двоих, мы всё же добрались до карьера. Конечно, это по размерам не карьер «Мир» в Якутии, но всё же зрелище впечатляющее.

Время было позднее — что-то около полуночи, а ночевать мы планировали в Заполярном. Всё же найдя свои мотоциклы среди нагромождений отработанной породы, мы было собрались выезжать оттуда, но не тут то было. Ямаха Кирилла закапризничала и не захотела заводиться. В результате получасовых манипуляций с чисткой свечи  и пинания кика, мотоцикл всё же ожил. Доехали до города, поужинали, помылись, пообщались и под утро легли спать.

В общем то, это был последний день осмотра «достопримечательностей», так как завтра, точнее сегодня, я возвращаюсь домой, а Кирилл едет в Норвегию. Обратно через Мурманск ехать было неохота, поэтому выбран маршрут немного длиннее, но зато по незнакомым местам. Заночевал я в кемпинге близ Кандалакши, а на следующий день, ночью, добрался до Питера. Из обратной дороги запомнился жуткий холод в Ленинградской области, пронизывающий даже через куртку и дождевик. А также неадекватные водители, выезжающие на встречную полосу, при этом не оставляя мне выбора кроме как съехать на обочину. У некоторых водителей, спешащих добраться в пятничный вечер из Питера до своих дач, напрочь отказывает мозг и они вытворяют всё что угодно, не задумываясь о последствиях.

Резюмируя данное мотопутешествие, можно сказать однозначно: на Кольский полуостров я ещё вернусь!

Мотопутешествие по северу длилось 8 дней
Пройдено около 4500км
Потрачено за время поездки около 13000руб

О мотопутешествии на север 2014 снят небольшой ролик.