Мотопутешествие «По горным дорогам Северного Кавказа». Часть 6

Мотопутешествие по горным дорогам  Северного Кавказа на эндуро

Забегая немного вперёд скажу, что вчерашний ливень оказался решающим в нашем мотопутешествии. Сегодня был последний день совместного катания по горным дорогам Кавказа.

Предыдущие части:
Часть 1.
Часть 2. Источники Кислые
Часть 3. Тропа Пхия — Архыз
Часть 4. Джилы-Суу и плато Бермамыт
Часть 5. Перевал Актопрак, Чегемские водопады

Но обо всём по порядку. Немного слов о нашем ночлеге. Гостиница, в которой мы остановились на ночь, находится в селе Хушто-Сырт, что всего лишь в паре километров от Чегемских водопадов. Стоимость — 1000 руб двухместный номер.  Мы сторговались на 1000 за троих (в номере было кресло-кровать для третьего человека).

При гостинице есть небольшая закусочная. Кормят довольно вкусно и не дорого.

С утра Володя, который с Одессы, поехал на встречу Сергею, который смог проехать дорогу Эль-Тюбю — Безенги и переночевал в посёлке Безенги. Они, как и мы, должны сегодня пересечь границу с Грузией.

Владимир с Одессы

Мы же дождались пока  перестал моросить дождь и двинулись вверх по Чегемскому ущелью в сторону села Эль-Тюбю.

Асфальт кончается сразу за Чегемскими водопадами, а далее, до села   Эль-Тюбю — хорошего качества грейдер.

Эль-Тюбю — балкарское селение, распложенное в верховьях Чегемского ущелья.  Данное место у многих на слуху, так как неподалёку от села   располагается «Город Мёртвых».  Несколько, сложенных из камня, домов  без дверей, но с окнами — вот, что из себя представляет этот «город». К самим домикам я не ходил — только снял общий план.

Gorod-mjortvyh
В центре, под горой, домики — «Город Мёртвых», расположенный около селения Эль-Тюбю

У местных   жителей расспрашивали про дорогу в Безенги, но они утверждали, что ночью дорогу смыло и даже на коне не пройти. Мы не поверили и поехали  в сторону Безенги. Дорога на перевал не сложная, лишь  в самом  начале подъёма нужно переехать в брод небольшую речушку. На самом перевале дорога проходит по лугам, иногда заболоченным, но есть объезды.

Примерно посередине срезки Эль-Тюбю — Безенги мы упёрлись в непреодолимое препятствие.

Ещё вчера, посуху, здесь смог перебраться Сергей с Херсона. Но прошедший ночью дождь и, как следствие, сошедший ночью селевой поток, не оставил нам шанса добраться до Безенги. На вид — обычная мокрая земля, но это пока в неё не вступишь. На самом деле это жидкая земляная каша, в которую нога погружается на 10-15см, а когда вытаскиваешь ботинок — то на нём свисает эта липкая  субстанция, добавляя при этом немалого веса. Само собой, если приложится в ней самому, ну или уронить мотоцикл в неё, то веса прибавится ощутимо… К тому же она и скользкая…

В общем оставалось ничего лучше, кроме как развернуться и отправится в объезд по асфальту. В Безенги мы, естественно, уже не поехали, а  направились на границу с Грузией с заездом на горячие источники Аушигер.

Снова проехали Чегемское ущелье с водопадами, остановились отобедать в кафе при гостинице, откуда сегодня и стартовали. Дальше десятки  километров асфальта до Владикавказа. Позабытые, за это время, пробки в крупных городах. Именитый пост ДПС, на котором хотели  впаять штраф и т.д.

К Владикавказу мы подъехали уже в сумерках. На въезде в город встретились с форумчанином, который нам впоследствии показал хорошую гостиницу. Заправившись в городе, мы незамедлительно направились в сторону погранперехода Верхний Ларс навстречу бушующей в горах грозе. В этот момент испытал дежа-вю. Ведь в прошлом году я так же, в ночи, под непрерывный дождь, ехал по этой извилистой дороге в Грузию.  Разве что, в этот раз я был не один.

Доехав до погранперехода, нас «обрадовали» тем, что пункт пропуска закрыт и когда откроется — неизвестно. Уже после мы узнали, что за час до нашего подъезда к границе, на военно-грузинской дороге из-за проливных дождей сошёл сель. В поисках ночлега мы доехали до Владикавказа,  где и заселились в одну из гостиниц.

За два дня проехали 451 км.

Наступил четверг 21.08.14г.  В раздумьях как и куда двигаться дальше, пришли к единому мнению, что оптимальнее — двигать в сторону дома. Близится 1 сентября и Володе надо собирать детей в школу, ну а  мне хоть в школу и не надо никого собирать, но полудохлое сцепление на мотоцикле свободы действий не добавляло.

В общем позавтракав, мы выдвинулись в сторону Ростова и под Пятигорском разъехались в разные стороны, пожелав друг другу удачи в пути. Володя ехал к родственникам под Ростов, а мне надо было в Псебае забрать и переодеть дорожную резину, которую оставил там на хранение. Маршрут я выбрал довольно интересный. Чем дальше ехал, тем мощнее становились посты проверки документов.  Как-то не по себе от таких проверок, проходящих под дулом автомата. Но ко мне никаких претензий не было.

По дороге встретил Волков, едущих в Чечню из Крыма.

21.08-16_32

На турбазу Псебай я заселился уже в сумерках. На этот раз достался многоместный домик за 500 руб/койко-место, но был я там один.

Итого за день пройдено около 443 км.

С утра следующего дня переобул колёса и двинул уже в сторону дома.  Никуда не заезжая доехал до Питера за три дня, отмотав 2214 км.

Ну что же,  наверное стоит подытожить  мотопутешествие по горным дорогам Северного Кавказа:

• Дней в пути: 14 дней (из них непосредственно на Кавказе — 8 дней);
  • Пройдено пути: 5824 км (из них по дорогам Кавказа — 1368 км);
  • Расход бензина: 220 л = 7000 руб. Средний расход на 100км — 3,77л;
  • Жильё: 7 ночей = 6850 руб;
  • Еда: 4711 руб.

Итого потрачено за всё мотопутешествие (исключая подготовку мотоцикла) 20 594 руб.

Карта. Пройденный маршрут отмечен синей линией (срезка Эль-Тюбю — Безенги пройдена до середины).

Видеоотчёт о поездке

3 мысли о “Мотопутешествие «По горным дорогам Северного Кавказа». Часть 6”

1. Дима, привет с мыса Рока! Так получилось, что совсем негаданно начал искать в интернете ссылки по срезке Пхия — Архыз и нашел твой рассказ о нашел путешествии в августе 2014.
    Летит время, как будь то было вчера.
    На Майские-2019 снова собираюсь в те края на эндуро, на срезку Пхия — Архыз.

1. Привет Володь. И не говори, время летит слишком быстро. Про майские с ofrp знаю, поглядываю в тему на форуме. Ближе к дате будет видно, может и получится присоединиться. Читал твои заметки про прошлогодние майские. Честно говоря не думал, что ты с ними на второй раз согласишься 😉